04.11.2017

Больше, чем просто сказка

Александр Коручеков, режиссер спектакля «Питер Пэн», рассказал о том, как с помощью простых и понятных каждому ребенку вещей на сцене создается волшебство.

История о самом важном

В детской литературе есть знаковые истории, которые гораздо больше, чем просто сказка, детский спектакль или фильм. Их не так много, и одна их них – повесть Джеймса Барри о Питере Пэне. Эта неоднозначная и даже горькая история о взрослении и об одиночестве известна всем. А для нас спектакль «Питер Пэн» – это возможность поговорить и с детьми, и со взрослыми о самом важном: о детстве, из которого все мы родом.

Действительно, прекрасную пьесу Джеймса Барри ставят часто и в кино, и в театре. Правда, если строго следовать тексту произведения, для постановки потребуется человек 50: акробаты, циркачи, артисты… Но нам изначально не хотелось создавать грандиозное шоу, задача была другой – пробиться к смыслу. Потому что за яркими приспособлениями может потеряться главное. Но нам удалось сохранить баланс. Спектакль с удовольствием смотрят и дети, и взрослые. Причем бабушки и дедушки бывают растроганы даже больше внуков, вспоминая свое детство, которое давно позади, но которое в душе остается с нами навсегда.

Обратиться к фантазии зрителя

Сценографию спектакля мы создавали вместе с замечательным художником Максимом Обрезковым. Мы долго думали, как не превратить постановку в иллюстрацию, бутафорию. Мы хотели обратиться к фантазии зрителей, побудить их довоображать и додумать. Ключом к этому стала игра. Ведь дети играют чем угодно и во что угодно, при этом им не нужны дорогостоящие костюмы и декорации.

Прежде чем начать работу над спектаклем, вместе с коллегами мы собирали детские рисунки: попросили детей своих коллег и знакомых, изобразить индейцев, пиратов, крокодилов – всех-всех жителей острова Гдетотам. В итоге у нас набралось порядка 300 рисунков, среди которых мы обнаружили совершенно гениальные решения, например, крокодила. Оказалось, что у него далеко не всегда красная пасть, он не всегда зеленый, у крокодила может быть две ноги… У детей совершенно особый взгляд, и им не нужна буквальная иллюстрация персонажей и событий. Так в нашем спектакле появились русалки с бумажными хвостами и вырезанные из картона рыбы. Причем костюмы «сочинили» сами актеры. Я сказал им: «Что есть у детей? Краски, бумага, картон... Вот и у нас – то же самое». И мы начали фантазировать и придумывать пиратов, русалок, шляпы, оружие из картона, которым можно сражаться, не боясь никого убить.

О фестивале МАРШАК

К сожалению, как это часто бывает на фестивалях, мы не успеваем посмотреть другие спектакли программы, кроме своих. Но я успел изучить саму программу фестиваля МАРШАК – прекрасный отбор детских спектаклей. Некоторые из них я смотрел в Москве, а также будучи членом жюри театральной премии «Золотая маска» – и лучшие спектакли, лауреаты и номинанты премии, вошли в программу МАРШАКа.